Украинские лотереи

Кто стоит за лотерейным рынком украины. часть 1 - timelottery

По наклонной

В конце февраля 2019 года в Черновцах суд осудил продавщицу, мать несовершеннолетнего ребенка, за украденные из кассы несколько тысяч гривен. Через две недели, в ночь на 13 марта, в Киеве на Троещине вспыхнул МАФ, в котором находились люди (к счастью, обошлось без жертв). Загорелся не сам, свидетели говорят о поджоге. Уже следующей ночью, 14 марта, новая трагедия в Киеве, и на этот раз смертельная: был жестоко убит сотрудник Администрации президента. Еще через несколько дней, 24 марта, на столичных Теремках задержали мужчину, который пырнул жену ножом, от полученных ран та скончалась. 26 марта в Киеве вооруженные молодчики ворвались в приемную народного депутата Украины. После вызова полиции бандиты скрылись, депутату пришлось предоставить государственную охрану…

Все эти криминальные эпизоды, случившиеся всего лишь на протяжении одного месяца, на первый взгляд, не имеют ничего общего — произошли в разных местах и в разное время. Однако на самом деле все они связаны, ведь в основе каждого из указанных преступлений лежит одна и та же причина — игорный бизнес. Так, мать-воровка ограбила кассу, чтобы сыграть в онлайн-казино. МАФ с игорными автоматами подожгли (по словам очевидцев) разозленные родители, которым надоело, что их дети просаживают там все, что можно. Сотрудника АП бандиты убили, чтобы на украденные деньги сходить в казино. Жена получила удар ножом, после того, как пришла вытаскивать мужа из азартного заведения. А нардепу Березе приходится привыкать к охране из-за его жесткой позиции против игорной мафии.

И все это даже не вершина «игорного айсберга» — а лишь небольшая часть этой вершины. Реальность такова, что количество серьезных преступлений на почве азартного бизнеса в Украине растет катастрофическими темпами. Государство же традиционно смотрит в другую сторону, словно поощряя: «Побольше азарта! воруйте больше! убивайте больше!». Последовательно уничтожая при этом легальную альтернативу — лотерейный рынок.

Хуже всего, что действия украинских чиновников, ответственных за эту сферу, скорее всего не являются обычным непрофессионализмом. Развитие событий на лотерейном рынке, начиная с 2014 года, а именно преследование легальных операторов и как следствие — фактически, создание условий для трансформации его в нелегальный игорный бизнес — говорит о том, что это, по-видимому, были спланированные действия, с вполне конкретными бенефициарами, интересы которых лежат гораздо ближе к азартной среде, чем к лотерейной.

Хуже всего, что действия украинских чиновников, ответственных за эту сферу, скорее всего не являются обычным непрофессионализмом. Развитие событий на лотерейном рынке, начиная с 2014 года, а именно преследование легальных операторов и как следствие — фактически, создание условий для трансформации его в нелегальный игорный бизнес — говорит о том, что это, по-видимому, были спланированные действия, с вполне конкретными бенефициарами, интересы которых лежат гораздо ближе к азартной среде, чем к лотерейной.

История повторяется

Независимая Украина уже проходила в два этапа подобный сегодняшнему период «азартного беспредела» — с начала 90-х годов прошлого века и до его завершения и с 2007 по 2009 год. Тогда, в условиях отсутствия вменяемого законодательства, да еще при тотальной смычке правоохранительных органов с криминалитетом, чьей сферой контроля являлась «игорка», количество различных азартных заведений и казино на душу выросло просто до безобразного уровня. Пропорционально выросло и количество преступлений на почве азартного бизнеса, а также больных игроманией украинцев.

В свете этого законодательный запрет игорного бизнеса, принятый в 2009 году, являлся, пожалуй, единственным верным решением, которое позволило остановить азартный разгул. Законом были запрещены наиболее аддиктивные (вызывающие зависимость, — ред.) виды игры на деньги — казино, игорные автоматы, букмекерские ставки, провоцирующие игроманию и нарушение закона. Для тех же украинцев, которые просто хотели испытать удачу, был оставлен вполне легальный и гораздо менее аддиктивный способ сыграть на деньги — государственная лотерея.

«Апостроф» уже не раз писал о кардинальной разнице между азартной игрой и лотереей, которая состоит, прежде всего, в отсутствии какой-либо социальной направленности у первой и изначальной социальной ориентированностью у второй. То есть если цель «игорки» — вытянуть из человека побольше денег, переложив их в карман владельца игорного заведения, то лотерея — это способ мотивировать людей потратить энную сумму на какой-либо полезный для общества и государства проект, заодно получив шанс выиграть неплохой приз.

Чтобы сделать украинские лотереи еще более социально-ориентированными, а также усилить контроль за ними и упорядочить поступления в бюджет, в 2012 году был принят, а в начале 2013 года вступил в действие еще один закон — «О государственных лотереях в Украине», предусматривающий государственную монополию в лотерейной сфере. В этом законе были предусмотрены несколько важнейших вещей: необходимость прописать для операторов лицензионные условия, а также положение о том, что вся прибыль, полученная государством от лотерейной деятельности, должна идти в специальный фонд Госбюджета, предназначенный для финансирования спорта, культуры, медицины, и, в частности, для лечения онкобольных детей.

После принятия закона, в силу довольно жестких требований к операторам лотерей, на украинском рынке, по сути, осталось всего три игрока, которые смогли эти требования выполнить. Следующий год показал, что это решение было верным — лучше три больших, но подконтрольных государству субъекта, чем десятки мелких, неконтролируемых. В результате прямые поступления в бюджет от лотерей достигли отметки — свыше 320 млн грн в год (порядка $40 млн). При этом дополнительно примерно такая же сумма была уплачена операторами в госфонды и по направлениям других налогов — НДС, налогов на зарплату и так далее. И расчеты показывали, что при соблюдении существующей тенденции, объемы отчислений операторов в пользу государства будут с каждым годом существенно увеличиваться — вплоть до нескольких миллиардов гривен в год.

Объемы поступлений в бюджет от лотерейной деятельности, данные АМКУ

Однако украинские власти, похоже, не были бы украинскими властями, если бы не испоганили любую, даже столь перспективную сферу, которой является социально-ориентированная государственная лотерея. И, начиная с 2014 года они это планомерно доказывают (что уже следующий год более чем продемонстрировал).

Оцените статью